Иом кипур – еврейский праздник. Пост с таким названием чаще всего содержит много объяснений, подробностей, описания ритуалов и обычаев… Психологический сайт в этом случае – исключение. Я начну с цитаты от Шарон Зальцберг, специалисту по медитации. Однажды я шла по улице старого города в Ерусалиме. Продавец в лавочке окликнул мен: “У меня есть то, что тебе необходимо!” Я помню этот момент. Это было смешно, потому что я сразу остановилась и почувствовала, как моё тело само поворачивается и страстно хочет увидеть, что мне предлагают! И тогда я вспомнила, что я не нуждаюсь ни в чём! Это голос материального мира зовёт нас все время. Мы слышим именно его.
Еврейский комментарий говорит, что пост – это доброта, Хесед. Еврейское понятие хесед гораздо шире чем склонность помогать другим людям. Доброта – хесед может быть милосердной или жестокой, добродетельной или преступной. Это – отказ от границ, ограничений, законов. В случае милостыни доброта – хесед заключается в отказе от границ собственности. Еда – это когда химические вещества, которые лежали на тарелке, становятся частью тела человека. Они, как воины, становятся под личное знамя. Эти вещества теперь имеют границу телесной оболочки. Отказаться делать еду “своей” – это не есть. Поститься. Отказаться от собственности. У меня есть то, что мне нужно. Больше мне не нужно ничего.
Подобного рода доброта- хесед не совместимы с обычным существованием. Так жить нельзя. Существование – это всегда границы, всегда владение или принадлежность. Однако, раз в году это очень важно, отказаться от всего. Быть свободным. Маленькая частичка Иом кипура в нашем сердце – это гарантия того, что мы свободны. Нас не купить. Окуджава говорил своей воображаемой прекрасной даме: Тебя не соблазнить ни платьями ни снедью! Он хотел встретить чистого человека, как будто сейчас родившегося и ещё не знающего, как жить. Только что после Иом кипура.